МЕРТВЫЕ ДУШИ

Сколько копий поломано вокруг «загадочной русской души»! Но самую полную, объективную и, вместе с тем, жуткую ее характеристику дал Николай Васильевич Гоголь. Само название его opus magnus – «Мертвые души» – уже парадоксально в своей иносказательности. С точки зрения христианства (а Гоголь был человеком глубоко верующим) душа суть божественная сущность, стало быть, она не может быть мертвой. Но для канцелярского языка Российской империи «душа» – это предмет купли-продажи, и в этом отношении она оказывается «не годной к употреблению» в случае смерти ее носителя. Внешняя интрига гоголевского повествования разворачивается вокруг намерения некоего проходимца использовать даже этот, пришедший в негодность, «человеческий материал».

Но не крепостные крестьяне являются главными героями «Мертвых душ». Лгун, хвастун, кутила и пьяница Ноздрёв, смыслом жизни которого является «нагадить ближнему», но при этом позиционирующий себя в качестве «разбитного малого» и «души компании». Собакевич, напоминающий «средней величины медведя», деловитый, прижимистый, расчетливый и косный «кулак». Туповатая и застывшая в прошлом Коробочка. Мечтатель и прожектер Манилов, человек «ни рыба, ни мясо». Крохобор и маниакальный скупердяй Плюшкин. Видящий смысл жизни в обжорстве Петр Петрович Петух. Плут и авантюрист Чичиков и многие иные…

Как известно, Гоголь сжег второй том своего произведения. Рискну предположить, что Мастер в какой-то момент сам ужаснулся реальности своих персонажей. Они оказались куда более живые, нежели он сам – «хохол», возжелавший отыскать «миссию» России. В задуманном им третьем томе речь должна была идти о «возрождении» его персонажей, об их «очищении» и «просветлении» (по крайней мере, некоторых). Мне кажется, что Николай Васильевич осознал утопичность своего первоначального проекта: эти люди живут в своем мире вполне комфортно, и никакая духовная эволюция им «не грозит». Труд, задуманный как апология России, превратился в ее эпикриз, где следующей записью логика повествования должна была вывести «летальный исход». Рука не поднялась…

Меняются эпохи и правительства, но гоголевский зоопарк продолжает здравствовать. Возьми любого россиянина – и в нем проявится то Собакевич, то Манилов, то Ноздрёв, то Плюшкин, то Коробочка… Они пережили самогó Гоголя и не собираются покидать этот мир. Эти мертвые души оказались на удивление живучими…

Скачать мои книги:

Халапсіс Олексій Владиславович — доктор філософських наук, професор, академік Академії політичних наук України, завідувач кафедри міжнародних відносин та соціально-гуманітарних дисциплін Дніпропетровського державного університету внутрішніх справ.

22 Comments

  1. 19.04.2014
    Reply

    Пристрастная подгонка сатирической литературы под пропагандистские нужды текущего момента.
    Прекрасно, давайте судить об американцах по статьям в журнале крокодил, а об украинцах по анекдотам.

    Почему бы не создать образ “украинских мертвецов” и проанализировать целый народ по персонажам того же автора:
    Панночка-утопленница, мачеха-ведьма, Дергач-Дришпановский, капризная Оксана, ведьма Солоха?

    зоопарк пропагандистов додумывает за жителя петербурга Гоголя – возьми любого майдан-пропагандиста – нечисть.

    • 19.04.2014
      Reply

      Вы правда считаете Гоголя “просто сатириком”??? Он – один из самых глубоких писателей своего времени (да и не только своего), а “Мертвым душам” Гоголь действительно пытался придать эсхатологический смысл…

      • 19.04.2014
        Reply

        Ну кто то конечно будет искать в этом глубокий смысл , прикрывая свои комплексы именем великого Гоголя .
        Не ну это нормально , местами даже забавно .

      • 19.04.2014
        Reply

        Увы здесь беседа не о степени таланта литераторов, а о Вас. Во всем поле русской литературы, описавшем великое многообразие персонажей Вы отметили ни тонко чувствующих героев Толстого, ни терзающихся в исканиях героев Достоевского, ни былинных богатырей сказок Пушкина…

        Нет. Вам нужно было найти подтверждение Вашей теории о том что “Украина не Россия”. Проводить идеологию дегуманизации русских. оправдать нацистскую сущность формирующуюся в основе украинской идеи.

        Вы считаете что Ваши “хитрые” манипуляции никто не замечает? Печальное зрелище.

        • 19.04.2014
          Reply

          “оправдать нацистскую сущность формирующуюся в основе украинской идеи” – То, что украинская идея формируется – это уже отрадно. Вот только уточните насчет ее “нацистской сущности”. Только не голословно!

          • 19.04.2014
            Reply

            Прикидываетесь?
            Здесь приведены некоторые “отдельные перегибы”, и “частные случаи” которые напрямую благословлены нынешними хозяевами в Киеве.
            http://el-tolstyh.livejournal.com/1871938.html
            http://el-tolstyh.livejournal.com/2145576.html
            Добро пожаловать в новую нацистскую Украину. И Вы новый Геббельс, ваше призвание обосновать теорию расового превосходства над русскими. Пока неуклюже и топорно. Но зомбированные майдауны поверят.

            Впрочем Вы уходите от обсуждения вопроса о том отчего Вас так тянет обобщать всех русских и по странному совпадению в премерзких и лживых утверждениях?

            цитирую: “…зоопарк продолжает здравствовать. Возьми любого русского … мертвые души! Зомби на кладбище…”

            • 19.04.2014
              Reply

              “Впрочем Вы уходите от обсуждения вопроса о том отчего Вас так тянет обобщать всех русских и по странному совпадению в премерзких и лживых утверждениях?” – Мне до России не было дела до событий 1 марта (можете посмотреть мои публикации – убедитесь сами). Но когда страна, называющая себя “братской” нагло (в украинском языке есть более удачный термин – “брутально”) экспроприировала часть нашей территории, угрожая при этом идти далее – тут уж мне стало интересен психологический тип этих строителей “Русского мира”. Проблема-то ведь не в Путине, проблема в вас, которые его так рьяно поддерживают. Моя заметка – лишь штрих к портрету. Портрету россиян… И расовое превосходство здесь не в тему. Дело не в расе, дело в менталитете, который к расе имеет очень отдаленное отношение (если вообще имеет).

              По поводу наших националистов – мы с ними как-нибудь сами разберемся, без вашей “братской” помощи (тем более, что она как раз и увеличивает их рейтинг).

              • 19.04.2014
                Reply

                Вы желаете продолжать давить русских жителей Украины только за то что они русские и не желают лизать зад бандере и возмущаетесь тем что вам мешают в этом нацистском деле?

                Уважаемый эксперт по нацизму-расизму-менталитетным различиям – всё чем Вы сейчас недовольны дело рук Вас и ваших идеологов. Вы думали что украинские русские бесконечно будут терпеть унижения? вы думали что украинским русским запрещено делать свой майдан? Вы убедили себя в том что русских на Украине не существует и они люди второго сорта и не имеют никаких прав.

                Вот и продолжайте удивляться открытиям.
                Русский народ в России не будет безучастно наблюдать как вы продолжаете унижать коренных русских жителей на Украине.
                Не надейтесь что ваш нацизм прикрываясь демагогией сможет кого-то обмануть.
                Привет Бандере.

                • 19.04.2014
                  Reply

                  Кому вы это все говорите? Я русскоязычный гражданин Украины, и никому, в том числе – Бандере, зад не лижу, и не собираюсь! Ваша пропаганда сделала из украинцев монстров, но русскоязычные жители Востока (я из Днепропетровска, и знаю, о чем говорю) боятся не западных “бандеровцев”, а русских “освободителей”!

                  • 20.04.2014
                    Reply

                    прыг-скок, через Север на Восток. У меня нет аргументов, но я буду писать подряд все громкие и “обидные” слова, которые в последние месяцы мне вдолбили в голову киселевы-хутинпуйло–жириновско-лавровые, и тогда вам, Халапсис, не поздоровится! А если вы мне поставите фингал – побегу дяде Вове жаловаться. Ведь вы, бендеровцы, нас, бедных запуганных руссских, угнетаете!

  2. 19.04.2014
    Reply

    То есть вы считаете , что других среди русских нет ?
    А может в большей степени Гоголь , как “хохол” писал о том , что ему ближе , об украинцах ?

    • 19.04.2014
      Reply

      Я ведь сказал, что есть в “Мертвых душах” и другие персонажи. Перечисленные мною – лишь наиболее знаковые).

      О ком он писал? Гоголь планировал изначально трехтомник, и в последнем томе хотел вывести часть этих персонажей (Чичикова, Плюшкина и др.) как вставших на путь исправления, как просветленных и нравственно преображенных. В этом он видел залог спасения РОССИИ (почитайте его сентенции про будущего “русского царя”). Что должно было произойти в душе писателя, чтобы он собственноручно сжег уже готовый второй том? К тому же, Гоголь был глубочайше религиозным человеком, православным до мозга костей. Его, конечно, и русский мессианизм не обошел. И тут – такая душевная драма… Вот я и высказываю свои предположения…

      • 19.04.2014
        Reply

        Православным до мозга костей писавшем про всяких ведьм и чертей .
        Да и не предположения вы высказываете , а ищите себе оправдания , пытаетесь сами себе и другим доказать , что вы не русские , вы их лучше .

        • 19.04.2014
          Reply

          “Православным до мозга костей писавшем про всяких ведьм и чертей” – Так демонология – один из важнейших столпов веры) Мало какой богослов обходит вниманием “ведьм и чертей”.

          Мы не ищем себе оправдание. Украинцы – это одно, русские – нечто совсем иное. А уж лучше – хуже, эт на любителя))

          • 19.04.2014
            Reply

            Нет , именно оправдание вы и ищете , оправдание тому почему вы стали русофобами убив в себе русских .
            Оправдание тому, почему для вас говорящих , думающих , пишущих на русском , бандеровцы , украинские неонацисты стали ближе , чем русские . Оправдание тому , почему вы готовы скакать , под кричалки западенцев : ” Кто не скачет , тот москаль “. Оправдание своему предательству , по-сути .
            Нет , что бы просто прямо себе сознаться , что вы уверены , что бардеровцы ваш ключик от двери в благословенный для вас запад .
            А Россия и русские , те , кто остался русским , это тормоз в вашем устремлении к западу .
            Как то так и ничего более .

            • 19.04.2014
              Reply

              Дались вам эти бандеровцы! Я-вот совсем не бандеровец, и в заметке моей ни сова о бандеровцах нет. Но всякий украинец, который отличает себя от русских для вас – бандеровец “по определению”. Рейтинг всех националистических организаций в Украине сопоставим с рейтингом одной вашей ЛДПР, но мы не называем каждого русского патриота “жириновцем”.

              Насчет русофобии. Вы сами нас сделали такими. Я знаю многих людей в своем окружении, которые были рьяными русофилами, и которые начали люто ненавидеть ваше государство после аннексии Крыма. Люто до такой степени, что готовы брать в руки оружие и убивать русских оккупантов. Что касается меня, то я еще достаточно умеренный. Мне до России не было дела до событий 1 марта (можете посмотреть мои публикации – убедитесь сами). Но когда страна, называющая себя “братской” нагло (в украинском языке есть более удачный термин – “брутально”) экспроприировала часть нашей территории, угрожая при этом идти далее – тут уж мне стало интересен психологический тип этих строителей “Русского мира”. Проблема-то ведь не в Путине, проблема в вас, которые его так рьяно поддерживают. Моя заметка – лишь штрих к портрету. Портрету россиян…

              Для вас Крым – это приз, заслуга Путина и т.д. Но для нас эти события – конец “славянскому братству”. Вы воспользовались нашей слабостью и начали нас дерибанить. Не мы вас предали, вы – нас…

              • 20.04.2014
                Reply

                если не ошибаюсь, мосье из Беларуси

  3. 19.04.2014
    Reply

    Не спорьте, ребята. Это не эссе по литературоведению. А то, что мозги подавляющей массы нынешних россиян глубоко засраны пропагандой и не способны думать – это непреложный факт.

  4. Anonymous
    19.04.2014
    Reply

    Зомби – только русские?

    Простите, Алексей, но непонятно Ваше стремление говорить только о России. И только плохо 🙂
    А если глянуть поближе – и в пространстве и во времени.
    Например, в “незалежну Україну”
    “Зомби на кладбище…”
    Я понимаю, что таких ярких образов нет в “сучукрлит” – за неимением украинских писателей не только уровня Гоголя, но и просто добротных писателей. Кстати, сокращение “сучукрлит” – сучасна українська література -удивительно передает ее состояние, Вам не кажется?
    Так вот, за неимением литературніх персонажей давайте глянем на живіх:
    на Ющенко, которій 4 года устраивал пляски на костях под названием Голодомор.
    На Фарион с ее патологической ненавистью ко всем русскоязычным: “російською розмовляє або гість, або хам, або окупант”.
    На других народных депутатов от Свободы.
    Вот кто зомби..
    Что ж до гоголевских типажей, Вы без труда найдете их широкоизвестные эквиваленты у других писателей, например : Плюшкин – Гобсек.. Не так ли?
    Впрочем, интересно следить за ходом Ваших мыслей ….

    • 19.04.2014
      Reply

      Re: Зомби – только русские?

      Персонажи Гоголя (и не только его) можно встретить везде. Вопрос в распространенности таких типажей. Тот же Ющенко и вправду оказался мудаком, так он и сошел быстренько со сцены (украинцы его “сошли”). Фарион – истеричка и дура, так она и пребывает в маргинесе. Кстати, не удивлюсь, если она – “засланный казачок” (“казачка”), уж больно выгодная она фигура для страшилок. А вот посмотрите на фразу Ноздрёва, вынесенную в эпиграф. Как по-вашему, сколько россиян ее разделяет? И не только по вопросу Крыма…

      • Anonymous
        23.04.2014
        Reply

        Re: Зомби – только русские?

        На фразу Ноздрева, есть замечательная история, заканчивающаяся словами “.. а там іще огірочки посаджу”. По сути, не в национальности вопрос.
        Насчет Крыма Вы не правы – я не люблю апеллировать к историческим оправданиям: главное, как и что имеется сегодня.
        А сегодня по факту идет восстановление статус кво. Крым в сознании его жителей (как и Юго-Восток) был украинским номинально. т.е. принадлежал к государству Украина как преемника Украинской Советской Республики.
        Попытка включить его в состав нового украинского государства не получила одобрения населения.
        Что вполне ожидаемо, учитывая декларируемые новым государством ценности.
        Только не нужно говорить, что они тупые, ничего не понимают, что в России им будет хуже, чем могло бы быть в новой Украине.
        В теории процентов 15 за то, что это так, и оставшимся будет действительно лучше.
        Я всей душой хотел бы, чтобы этот процент был выше, т.к. мне здесь еще жить.
        Не спорю, обеспеченным людям, отвоевавшим у Януковича на майдане право оставаться обеспеченными (а это по сути единственный результат происшедшего), кажется, что новая власть их поддержит, обеспечивая их “обеспеченность” (извините за каламбур).
        Не вижу к этому реальных предпосылок.
        Впрочем, мы о зомбированности русских.
        Вы не ответили на вопрос о зомбированности украинцев.
        И о незавидной участи страны, не сумевшей породить за 23 года независимости хотя бы одного приличного писателя.
        “Властителя дум” и “выразителя чаяний”.
        Как-то так

      • Inna
        29.07.2014
        Reply

        Сучукрлит говорите. Ну,похвастайтесь,назовите современных ( последние 20 лет) ярких российских писателей.;)

Leave a Reply

Your email address will not be published.