Смутное время, или Русские майдановцы

Было у Ивана Грозного три сына (если не считать еще двух, умерших в младенчестве). Старшего – Ивана – папа самолично прибил. Как говорится, «попал под горячую руку». С младшим – Димой – вообще случилась странная история. Восьмилетний ребенок игрался в ножички, и в результате начавшегося приступа эпилепсии смертельно себя ранил. Мало кто поверил в эту мутную версию, но официальная комиссия признала причиной смерти несчастный случай.

Московией тогда уже правил средний сын царя Ивана – Федя. Впрочем, «правил» – это громко сказано. К делам государственным он склонности не проявлял, да и вообще природа на нем заметно отдохнула. Сыновей Федор Иоаннович не имел, поэтому с его смертью в 1598 году московская ветвь Рюриковичей пресеклась.

Как известно, свято место пусто не бывает, и царем был провозглашен Борис Годунов, который ранее фактически и так правил от имени недееспособного предшественника. Но положение дел было критичным. Казна пуста, пошли неурожаи, которые, вероятно, спровоцировало извержение (в 1600 г.) перуанского вулкана Хуйнапутина (Huaynaputina). Голодающие холопы сбивались в банды и майданили по всей Руси.

Смотрели это в соседней Польше, и вздыхали: «Эх, московиты, такую страну просрали!».

Вскоре оказалось, что слухи о прекращении царской династии оказались несколько преувеличенными. Уже упомянутый царевич Дмитрий, в смерти которого винили именно Годунова, вдруг нарисовался в Польше, к королю которой он и обратился с призывом помочь навести в Московии конституционный порядок. Рассказ о его чудесном спасении был полон детективных сюжетов – тут были заговоры и погони, его кортеж обстреливали из луков и пищалей; какое-то время он прятался у «надежных людей». В конце концов, патриотично настроенные стрельцы помогли ему переправиться в безопасное место – в Речь Посполитую.

Сигизмунд III прочувствовался от такого правдивого рассказа и признал Дмитрия Иоанновича единственным легитимным царем Московии. Официально вторгаться на территорию дружественного славянского государства польский король не стал, но дал добро на создание самообороны из казаков и других сторонников Польского мира. Эта армия «зеленых человечков» в 1604 году пересекла границу и захватила несколько городов, часть из которых, возглавляемых местными штепами, сдалась без боя.

То ли от переживаний за судьбу отечества, то ли от страха перед восставшим из мертвых царевичем, Борис Годунов скоропостижно скончался. Его сын-наследник был тут же убит, и 20 июня 1605 года Дмитрий Иоаннович торжественно вступил в Москву под всеобщее ликование. В конце июля он был официально коронован.

Однако вскоре по поводу личности Дмитрия стали ходить нехорошие слухи. Нашлись те, кто утверждал, будто бы мочки ушей у него не такие, какие положено иметь Рюриковичу, вел он себя как-то странно, инаугурационная речь его была сбивчивой и неубедительной. Короче говоря, в некоторых кругах сложилось мнение, что царь – не настоящий! Подозрение в принадлежности Дмитрия Иоанновича к каноническому католицизму также не добавляла очков к его рейтингу…

Впрочем, это были лишь поводы для националистических кругов, которым не нравилась политика славянского единства, которую проводил пропольский царь. Националистов возглавили московские олигархи В. Шуйский, В. Голицын и И. Куракин, организовавшие переворот. В ночь с 16 на 17 мая 1606 года заговорщики, воспользовавшись антипольскими настроениями московского майдана («Кто не скачет, тот поляк!» и «Ляхов – на ножи!»), убили царя Дмитрия.

Новым и.о. царя стал Василий Шуйский. Но проблемы не закончились. Вспыхнул мятеж Ивана Болотникова (1606-1607), который был сторонником Дмитрия Иоанновича и назывался его воеводой. В конце концов, мятеж подавили, но неприятный осадок остался.

К тому же, Рюриковичи ну никак не хотели окончательно уходить из русской истории. То ли царя Дмитрия не до конца убили, то ли убили, но не его, но он снова воскрес и объявил о своих претензиях на русский трон. Ему удалось захватить часть страны, он чеканил свою монету (бóльшим весом отличавшуюся от монет Шуйского), создал параллельное правительство, раздавал дворянам земли, встречал послов. Рейтинг Лжедмитрия II поднял и Указ о холопах, в котором он отдавал им земли «изменников» бояр; многие крепостные крестьяне, присягнув самозванцу, получили не только свободу, но и стали дворянами, тогда как их господам в Москве пришлось голодать.

Положение дел усугубило вмешательство крымских татар и ногайцев, которые, не встречая особого сопротивления, экспроприировали частную собственность на сопредельных к себе территориях.

Дабы избежать военной катастрофы, Василий Шуйский заключил договор со шведами, отдав им Корельский уезд. С помощью шведов царю Василию некоторое время удавалось сдерживать поляков, литовцев и запорожских казаков – с одной стороны, дважды спасенного Дмитрия – с другой. Но в 1610 году польская армия Жолкевского нанесла тяжелое поражение царскому войску (Клушинская битва).

В Москве вновь активизировался майдан, который потребовал отставки уже Василия Шуйского. Бояре объявили царю импичмент, сослали его в монастырь и образовали хунту, известную в истории как «Семибоярщина». Вскоре она присягнула на верность польскому королевичу Владиславу, а 21 сентября 1610 года польские войска вступили в столицу. Олигархическая хунта попросила Жолкевского отбить наступление на Москву войска Дмитрия (Лжедмитрия II), который к тому времени из польской марионетки превратился в русского ультра-националиста. Войско самозванца было разбито, и он был вынужден отойти к Калуге, где его настигла смерть от рук татарского князя.

Импичмент царю Василию

В это же время Смоленское воеводство было присоединено к Речи Посполитой. Нашлись, конечно, злопыхатели, которые утверждали, что Польша просто отжала эти территории у ослабленного внутренней смутой соседа. Однако каждый поляк понимал, что на самом деле это было лишь восстановлением исторической справедливости, ибо Смоленщина всегда была исконно польской землей, лишь по недоразумению некоторое время принадлежавшей Московии. Данных о результатах смоленского референдума не сохранилось, но несомненно, что он был проведен в соответствии со всеми юридическими нормами и в присутствии международных наблюдателей.

Однако поведение «вежливых польских парней» на оккупированных территориях настроило против них аборигенов в городах северо-запада, а устроенная ими резня в Москве 17 марта 1611 года окончательно подорвала рейтинг пропольского правительства.

Возникло ополчение Ляпунова, князя Трубецкого и атамана Заруцкого; оно подошло к столице и даже захватило часть Китай-города. Было сформировано оппозиционное правительство, которое возглавили эти трое лидеров майдана. Но, как это часто бывает, вскоре соратники переругались, в результате чего Ляпунов был убит.

Этот Прокопий Ляпунов был тот еще жук. Служил царю Дмитрию (Лжедмитрию I), после его убийства отказался присягать Василию Шуйскому и принимал активное участие в мятеже Болотникова. Потом предал Болотникова и переметнулся к Шуйскому, за что был пожалован в думные дворяне. На долго, правда, его благодарности не хватило, и он стал одним из организаторов смещения царя Василия. Ляпунов поддержал Семибоярщину и присягнул Владиславу, а когда изменилась политическая конъюнктура – предал и их.

По иронии судьбы, Ляпунова казнили за то предательство, которого он не совершал. Поляками была изготовлена фейковая грамота, которая и стала формальным основанием для его казни. Хотя мне кажется, что казакам Заруцкого просто надоело следить за сменой ориентаций своего товарища по оружию. Со смертью Ляпунова первое ополчение распалось.

Второе ополчение собрали новгородский бизнесмен Минин и примкнувший к нему князь Пожарский. Эта новая самооборона в марте 1612 года заняла Ярославль, а в конце октября – Москву, вынудив капитулировать польский гарнизон. 15 ноября Минин и Пожарский издали грамоту, объявляющую созыв Земского собора для выборов царя.

В отличие от выборов в современной России, собор рассматривал несколько кандидатур. В частности, активно себя пиарил Дмитрий Пожарский, не против был пойти на второй заход и Василий Шуйский. В феврале 1613 года царем стал Михаил Романов, шестнадцатилетний пацан, единственной заслугой которого было то, что тогдашний гундяев – московский патриарх Филарет – приходился ему отцом.

Хотя Московию колбасило еще несколько лет, государство сохранилось, и проект “Новопольши” пришлось закрыть…

Скачать мои книги:

Халапсіс Олексій Владиславович — доктор філософських наук, професор, академік Академії політичних наук України, завідувач кафедри міжнародних відносин та соціально-гуманітарних дисциплін Дніпропетровського державного університету внутрішніх справ.

67 Comments

  1. 30.03.2014
    Reply

    А не Шуйский последний Рюрикович?

    • 30.03.2014
      Reply

      Он их родственник из суздальской ветви…

      • 30.03.2014
        Reply

        А Федор Иванович Рюрикович по московской линии. Так же как Шуйские по суздальской ))) На престол Шуйского поставили все таки именно за родство.
        Сам посыл хороший. И написанно очень хорошо. Но получается что современная Украина сравнивается с Россией 17 века.

        • 30.03.2014
          Reply

          Не Украина с Россией, а Россия с Россией. От Украины термины.

        • 30.03.2014
          Reply

          Я не стал углубляться в тонкости, чтобы не загромождать пост. Федор Иванович был сыном Ивана Грозного, Боря Годунов – уже точно не Рюрикович. Шуйский таки да, хоть и седьмая вода на киселе, но к Рюриковичам имел отношение. Я имею в виду, что не к царской ветви…
          Прямое сравнение с Украиной я не проводил. Но вот посмотреть на русскую историю, используя современные шаблоны, мне показалось забавным)

          • 30.03.2014
            Reply

            Забавно, да. Юмор в стиле всеобщей истории от сатирикона сейчас редко встретишь ))) Спасибо вам.

            • 30.03.2014
              Reply

              Спасибо на добром слове!)

        • 30.03.2014
          Reply

          Украина не Россия)))) Тут жид на жиде и жидом погоняет. Аналогию автор провёл неудачную.

          • Anonymous
            30.03.2014
            Reply

            так напиши что-то свое, хотя бы на 5% отдаленно напоминающее данный пост
            ну или хотя бы длиннее собственного имени

            • 31.03.2014
              Reply

              А оно тебе надо?))) Наши предки ценили в людях выражение мыслей в трёх словах, а не соплежевание и переливание из пустого а порожнее)))

              • Anonymous
                31.03.2014
                Reply

                Хорошая отмазка, так держать! Правда по остальным сообщениям можно судить, что просто ошибок боишься наделать

                • 31.03.2014
                  Reply

                  Не, булькатеть по напрасному не люблю)))))

                  • Anonymous
                    31.03.2014
                    Reply

                    Сказал парень со словесным говномётом наперевес О_о

                    • 31.03.2014

                      Уймись тролль помойный)))

  2. 30.03.2014
    Reply

    Прелесть! Стиль – супер. Надо только к князю Пожарскому эпитет усилить, олигарх? младоолигарх? кто он там был?
    Спасибо!

    • 30.03.2014
      Reply

      Спасибо! Просто у меня боярин – олигарх, купец – бизнесмен. Мне показалось, что назвать Пожарского олигархом уже как-то не очень логично…

      • 30.03.2014
        Reply

        Согласен, спасибо, но пустота требует определения.

  3. 30.03.2014
    Reply

    Спасибо, Вы сделали мое утро.
    Лучший из текстов последнего времени.
    …и как все четко *ложится* на реалии 2-х неопределенных стран нашего времени

    • 30.03.2014
      Reply

      Спасибо! Рад, что работал не зря!))

  4. 30.03.2014
    Reply

    Это самая оригинальная трактовка того периода истории, которую я когда-либо встречал! Большое Вам СПАСИБО!

    • 30.03.2014
      Reply

      Спасибо за высокую оценку!

  5. 30.03.2014
    Reply

    Спасибо за научно-популярное (народнодоступное) изложение этой старой истории*…
    ———-
    *История — устная или письменная передача информации в виде рассказа или пересказа

  6. 30.03.2014
    Reply

    Спасибо! Мощная параллель!

  7. 31.03.2014
    Reply

    Тут нужно добавить, что Смутное Время неслучайно пришлось на время Малого Ледникового Периода, например в 1601, 1602 и 1604 году морозы начинались Яблочного Спаса, то есть с начала августа.
    Поэтому – неурожай, голод и пустая казна.

    И это еще одна параллель, которая может возникнуть, если Обама все-же подсадит нефть до $80. Холода не будет, но казна будет пуста, а вот пойдут ли события в Московии по описанному сценарию – будем смотреть.

  8. 02.04.2014
    Reply

    А, это!

    Ну, нормально написано. Живо. Я прочитала с интересом. Не застряла.
    Ставлю вам плюс.

    • 02.04.2014
      Reply

      Re: А, это!

      Я знал, что Вам понравится!))

      • 02.04.2014
        Reply

        Re: А, это!

        Но вы в этой статье оставили за скобками один очень, очень существенный момент. В этой смуте решался вопрос о главенстве в Славянском мире. И он был решен. В пользу Москвы.

        Увы и ах. Не в пользу Варшавы или Кракова, или Киева. А в пользу Москвы. И это надо спокойно признать и не дергаться. Не устраивать ненужные бунты, которые все равно будут Москвой подавлены.
        Я это признала. Я не пойду против Москвы. Это наш лидер. Вместе с Москвой старороссы воевали с турками за Крым и области. Без Москвы не отбили бы эти земли никогда!
        Так как же можно было выгонять с этих земель Москву? Никак было нельзя. Это незаконно и несправедливо.
        А еще хуже то, что без Москвы эти земли не удержать. Они вернутся к туркам, румынам, венграм и еще черт знает к кому.
        Вы что, хотите, чтобы в Севастополе пиндосы распоряжались как на Окинаве? И вы уверены, что хохлы вам за это спасибо скажут?

        Уже давно между собою
        Враждуют эти племена;
        Не раз клонилась под грозою
        То их, то наша сторона.
        Кто устоит в неравном споре:
        Кичливый лях, иль верный росс?
        Славянские ль ручьи сольются в русском море?
        Оно ль иссякнет? вот вопрос.

        • 02.04.2014
          Reply

          Re: А, это!

          Этот вопрос если и решался, то для Речи Посполитой. Москва не стала лидером в славянском мире ни при Михаиле, ни при Алексее Михайловиче, ни даже при Петре I. Панславянские прожекты стали всерьез рассматриваться начиная с Екатерины II.

          • 02.04.2014
            Reply

            Re: А, это!

            Вот тут я с вами резко несогласная!

            Не выбей тогда майдан пшеков из Кремля – Екатерине и рассматривать было бы нечего!

            • 02.04.2014
              Reply

              Re: А, это!

              Так я и не спорю. Но это в ретроспективе. А в тот момент для московитов тема славянского лидерства вообще была неактуальной))
              Эх, жаль пшеки с бульбашами и с запорожцами тогда не смогли реализовать сво

              • 02.04.2014
                Reply

                Re: А, это!

                Канеш, кто тогда думал о лидерстве?

                Но пшеков сгубил их знаменитый пшецкий гонор. Невозможно создать Сверхдержаву, когда каждая вошь кричит Государю “Не позволям!”. И у хохлов, между прочим, наблюдается то же самое! Майдан в Киеве был всегда. Во все века. Особенно при князьях.
                Москали тоже не прочь побунтовать при случае, что есть, то есть. Но все же не до такой степени.

                • 02.04.2014
                  Reply

                  Re: А, это!

                  Да зачем нам сверхдержава? Мы пойдем другим путем! (с)

                  • 02.04.2014
                    Reply

                    Re: А, это!

                    Вы даже не догадываетесь какой это путь. Вы раздадите все ваши земли их законным владельцам – Турции, Венгрии, Румынии, Польше, Англии, Германии. Ну и пиндосам, разумеется.

                    У вас не останется ни-че-го. На этот раз даже Сечи на Хортице у вас не будет.

                    • 02.04.2014

                      Re: А, это!

                      Дашенька, Вы мыслите категориями позапрошлого века… Сейчас совсем другие правила геополитической игры, и англичане, американцы и т.д. не собираются захватывать наши земли. В Европе вообще это давно не комильфо. Поэтому такие крошки как Андорра, Лихтенштейн, Монако и даже Сан-Марино вполне себе нормально живут, и соседи на них не посягают. Ваша Россия – как слон в посудной лавке, ТАК вопросы цивилизованные народы уже давно не решают. И величие государства не определяется размером его территории…

                    • 02.04.2014

                      Re: А, это!

                      А вы витаете в эмпиреях!

                      Правила геополитической игры остаются теми же самыми, что и во времена Навуходоноссора! Ничего не меняется. Совсем ничего!

                    • 02.04.2014

                      Re: А, это!

                      Скажите еще, со времен палеолита!)) Мир меняется, хотите вы того, или нет…

                    • 02.04.2014

                      Re: А, это!

                      Нет! Мир так в палеолите и остается. Только дубинка стала термоядерной.

                    • 02.04.2014

                      Re: А, это!

                      Ну да, ну да))
                      502579486

                    • 03.04.2014

                      Re: А, это!

                      Н-дя. Чистая правда.

                  • 03.04.2014
                    Reply

                    Re: А, это!

                    Паука жалко. Отравится ведь. Бандерлоги на этого колорадера дуста извели знаете сколько? Он же пропитан дустом. Паук дурачек. Думает – поймал… Это его поймали.
                    Коварный он зверь – колорадер. Прям как Александр Матросов.

                    Сидят в аду Гитлер и колорадский жук.
                    Колорадский жук:
                    – Ты за что тут сидишь?
                    Гитлер:
                    – Хотел весь мир на колени поставить. А ты за что?
                    Колорадский жук:
                    – А я весь мир раком поставил.

                    • 03.04.2014

                      Re: А, это!

                      Паук – не дурак! Он патриот)) Кстати, это метафорический образ Коломойского – нашего нового губернатора и олигарха. Теперь я к паукам намного лучше отношусь)))

                    • 03.04.2014

                      Re: А, это!

                      Че, пауку тоже себя не жалко? А так бывает? Пауки не идут в Александры Матросовы. Пауки идут в Коломойские.

                    • 03.04.2014

                      Re: А, это!

                      У него иммунитет)

            • 02.04.2014
              Reply

              Re: А, это!

              Так я не спорю. Но это в ретроспективе. А в тот момент для московитов тема славянского лидерства была вообще не актуальна.

              Эх, жаль тогда пшекам, бульбашам и запорожцам не удалось реализовать свой панславянский проект… Мир стал бы намного лучше…))

              • 02.04.2014
                Reply

                Re: А, это!

                Не стал бы! Они бы так до сих пор и майданили!

                Странно, что я это понимаю. А некоторые другие не хотят.

                • 02.04.2014
                  Reply

                  Re: А, это!

                  Поляки создали вполне себе пристойное европейское государство, и не страдают имперскими комплексами

        • 03.04.2014
          Reply

          Re: А, это!

          не было в то время никакого “славянского мира”. Этот так называемый мир категория XIX века

            • 03.04.2014
              Reply

              Re: А, это!

              Сигизмунд III и Лжедмитрий I были его активными апологетами))) А вот Лжедмитрий II сначала ратовал за “славянское единство”, а потом стал русским бандеровцем))

              • 03.04.2014
                Reply

                Re: А, это!

                Лжедмитрий был изначально обречен. Это всего лишь шестерка. Марионетка. А впрочем… Не был ли Сталин марионеткой Бронштейна? Был. А потом кукловод получил ледорубом в лоб.

                И хозяину обидно,
                Пораженье очевидно,
                И ничем уже не возразить!
                Кукла все таки восстала
                И хозяина достала,
                Кукла может запросто убить.

                • 03.04.2014
                  Reply

                  Re: А, это!

                  Какой из Лжедмитриев? Там вообще был конкурс: докажи, что ты царевич – получи Московию в подарок!))

                  • 03.04.2014
                    Reply

                    Re: А, это!

                    Я в это не вникала. Они все мне на одно лицо.

        • 14.06.2014
          Reply

          Re: А, это!

          Ні тоді ні зараз Московію ніхто (крім, звісно них самих) не розглядає як слов’ян.

          • 15.06.2014
            Reply

            Re: А, это!

            Переведи с собачьего на русский.

            • 15.06.2014
              Reply

              Re: А, это!

              А в обличчя в реалі таке сказати слабО?

    • Алексей Халапсис
      31.08.2014
      Reply

      Спасибо!))

    • Алексей Халапсис
      31.08.2014
      Reply

      ))

    • Алексей Халапсис
      31.08.2014
      Reply

      Дякую!))

Leave a Reply

Your email address will not be published.